24 апреля 2018 года в г. Астане состоится Очередной IV-й Пленум Центрального Правления ОО «КОС» ХХ-го созыва с участием членов Центрального Правления
24 апреля 2018 года в г. Астане состоится Очередной IV-й Пленум Центрального Правления ОО «КОС» ХХ-го созыва с участием членов Центрального Правления

Общественное объединение
"Казахское общество слепых"

Трудоустройство инвалидов: правовые аспекты

Инвалидность не является препятствием в осуществлении трудовой функции. В то же время у инвалидов есть некоторые преимущества при устройстве на работу.

Согласно Конституции нашей страны, каждый гражданин Казахстана имеет право на труд. В том числе и представители такой категории граждан, как инвалиды. Как известно, трудиться могут люди с любой группой инвалидности, но носителям первой и второй групп нужно получить разрешение на работу от медицинской комиссии. При устройстве на работу человек с инвалидностью обладает равными правами со здоровым человеком. О правовом регулировании реализации трудовых прав инвалидами и пойдёт речь в статье.

Право на заключение трудового договора

В соответствии с п. 2 ст. 6 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414^ (с изменениями и дополнениями от 01.01.2017) (далее - ТКРК), никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

Нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора запрещено (п. 1. ст. 25 ТК РК). Беременность, наличие детей в возрасте до трёх лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением некоторых моментов, которые мы укажем ниже.

Принимая во внимание то, что инвалиды имеют неоспоримое право на труд, мы также должны упомянуть о том, что у них в то же время есть некоторые преимущества при осуществлении трудовой функции.

Согласно п. 3 ст. 69 ТК РК, для работников-инвалидов первой и второй группы устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) работников-инвалидов первой и второй группы не может превышать семи часов. Также, в соответствии с пп. 2) п. 1 ст. 89 ТК РК, инвалидам первой и второй группы предоставляются дополнительные ежегодные трудовые оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее шести календарных дней. Также в п. 1 ст. 32 Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-Ш «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015) (далее - Закон о социальной защите инвалидов) указано, что инвалидам первой и второй группы предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее шести календарных дней.

Итак, если МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) определила, что работа, которую собирается выполнять инвалид, не противопоказана ему по состоянию здоровья, он может приступать к своим обязанностям. И зачастую, так как физические возможности инвалида определённым образом ограничены, он работает в организации либо в режиме неполного рабочего времени, либо исполняет трудовые обязанности у себя на дому или дистанционно.

Согласно ст. 70 ТК РК, при заключении трудового договора, а также в процессе трудовых отношений по письменному соглашению между работником и работодателем работнику может устанавливаться режим неполного рабочего времени. Это подходит инвалидам, имеющим проблемы с сердцем, почками (когда необходим гемодиализ), при наличии у них сахарного диабета, тем, кто быстро утомляется. Неполным рабочим временем считается время, которое меньше нормальной продолжительности, в том числе:

  • неполный рабочий день, то есть уменьшение нормы продолжительности ежедневной работы (рабочей смены);
  • неполная рабочая неделя, то есть сокращение количества рабочих дней в неделе.

Также бывает, что сокращаются и дни недели, и рабочие часы. Согласно ст. 106 ТК РК, при неполном рабочем дне актом работодателя или трудовым договором может устанавливаться почасовая оплата труда.

Выполнение работы на дому

Некоторые инвалиды, имеющие затруднение в передвижении по улице, например с такими инвалидизирующими заболеваниями, как несовершенный остеогенез (ломкость костей) или слепота, находят для себя способ зарабатывать деньги, работая на дому. Особенности труда надомных работников прописаны в ст. 137 ТК РК. Так, надомными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор с работодателем о том, что они будут трудиться на дому со своим оборудованием и инструментами либо все необходимое для работы им предоставит работодатель. Зачастую для надомной работы нужен просто хороший компьютер и безлимитный Интернет. О наличии этого должен позаботиться работодатель. При этом он может также оплачивать расходы на электроэнергию и платить за амортизацию компьютера (или иного оборудования), если работник использует свои средства для осуществления надомного труда. Поэтому в трудовом договоре о выполнении работы на дому в обязательном порядке должны быть предусмотрены условия о:

 

  • выполнении работ с использованием оборудования, материалов, инструментов и приспособлений, принадлежащих на праве собственности работнику или выделяемых работодателем либо приобретаемых за счёт работодателя;
  • порядке и сроках обеспечения работника сырьём, материалами и полуфабрикатами, необходимыми для выполнения работы;
  • компенсационных и иных выплатах работнику.

Такой работой может быть изготовление пуговиц, клейка конвертов, вязание изделий, работа менеджера интернет­магазина (обзвон клиентов для подтверждения заказа).

Удалённая форма работы

Также наличие у соискателя-инвалида компьютера и доступа к Интернету позволяет ему осуществлять дистанционную работу. Это особая форма осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в ходе работы информационно-коммуникационных технологий. Данный вид работ является хорошим выходом, например, для больных миопатией (слабость скелетных мышц). Работодатель предоставляет средства связи (ст. 138 ТК РК), обеспечивает полностью их установку и обслуживание. Если работник использует своё оборудование, работодатель выплачивает компенсацию за его эксплуатацию. Для работников, занятых на дистанционной работе, устанавливается фиксированный учёт рабочего времени, особенности контроля за которым прописываются в трудовом договоре. Так, например, «удалённый» программист с инвалидностью должен находиться на связи с 9.00 до 18.00 и столько же работать, взаимодействуя с коллегами, находящимися в офисе. Также у него есть перерыв на обед, а после 18.00 он свободен от трудовых обязанностей.

Работа в ночное время

Конечно же, если работник-инвалид, находясь в состоянии стойкой ремиссии по своему основному заболеванию, может вызваться работать по ночам либо сверхурочно с целью заработать больше денег Но надо помнить, что, согласно п. 3 ст. 76 ТК РК, привлечение к работе в ночное время работников-инвалидов допускается только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. То есть перед тем как выйти в ночную смену, работник-инвалид должен ещё раз посетить МСЭК.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе запрещено пп. 3) п. 3 ст. 77 ТК РК.

Работа вахтовым методом

Вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства (п. 1 ст. 135 ТК РК).

Этот вид деятельности запрещён для инвалидов первой группы с момента предоставления ими медицинского заключения (п. 3. ст. 135 ТК РК). Инвалиды второй и третьей группы могут работать на вахтах, если им это не запрещено по медицинским показаниям.

Явным преимуществом инвалидов при трудоустройстве через службу занятости является то, что они имеют право претендовать на занятие так называемых социальных рабочих мест.

Организация социальных рабочих мест

Согласно пп. 1) ст. 1 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482^ «О занятости населения» (далее - Закон о занятости), социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства граждан Республики Казахстан из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда.

Распределение социальных рабочих мест осуществляет центр занятости населения (государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости - пп. 23) ст. 1 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о занятости, государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят:

  • малообеспеченные граждане;
  • молодёжь в возрасте до двадцати одного года;
  • воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трёх лет;
  • одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
  • лица предпенсионного возраста (которым до выхода на пенсию по возрасту не хватает двух лет);
  • инвалиды;
  • лица, уволенные из рядов Вооружённых Сил Республики Казахстан;
  • лица, освобождённые из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
  • оралманы;
  • выпускники организаций высшего и послевузовского образования;
  • лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя - юридического лица либо с прекращением деятельности работодателя - физического лица, сокращением численности или штата работников;
  • лица, состоящие на учёте в службе пробации уголовно-исполнительной инспекции;
  • лица, потерпевшие вследствие акта терроризма, и лица, участвовавшие в его пресечении.

Согласно ст. 18-1 Закона о занятости, создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.

Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объёмы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.

Социальное рабочее место организуется путём предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:

  • предназначено специально для целевых групп;
  • количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для её организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Также Центры занятости направляют на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Инвалиды, так как они входят в целевые группы, имеют право пройти их в приоритетном порядке. Такое обучение инвалиды проходят на бесплатной основе и им выплачивается стипендия.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о социальной защите инвалидов, профессиональная реабилитация инвалидов включает:

  • профессиональную ориентацию;
  • профессиональное обучение;
  • трудоустройство.

В соответствии со ст. 31 Закона о социальной защите инвалидов, местные исполнительные органы обеспечивают занятость инвалидов путём:

  • установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере от двух до четырех процентов от общей численности рабочих мест, без учёта рабочих мест на тяжёлых работах, работах с вредными, опасными условиями труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;
  • создания дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего предпринимательства;
  • создания специальных, а также социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • организации профессионального обучения инвалидов.

Опираясь на положения ст. 32 Закона о социальной защите инвалидов, можно сделать вывод, что инвалиду по причине его состояния здоровья нельзя отказать в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, уволить по инициативе работодателя, перевести на другую работу без его согласия.

Расторгнуть договор с инвалидом, перевести его на другую работу можно лишь на основании медицинского заключения, в котором указано что состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.

Социальная защита инвалидов со стороны работодателя

Участие работодателя в социальной защите инвалидов прописано в главе 4 Закона о социальной защите инвалидов.

Так, согласно ст. 33 Закона о социальной защите инвалидов, работодатель создаёт условия инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, для доступа к производственным зданиям, сооружениям, помещениям путём проектирования и приспособления рабочих мест и рабочих помещений, оборудует жилые помещения специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии со ст. 34 Закона "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", работодатель за счёт собственных средств обеспечивает инвалидам профессиональное обучение или переобучение, а также создание специальных рабочих мест для их трудоустройства.

Статья 35 Закона "О социальной защите инвалидов" гласит, что возмещение причинённого вреда инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Порядок возмещения вреда прописан в Гражданском кодексе Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-1 (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2017) (глава 47 «Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда»).

Также этот вопрос освещён в главе 10 ТК РК («Материальная ответственность сторон трудового договора»).


 

   Бокенбаев Азат Куттыбекович

             


     Заместитель председателя ЦП ОО «КОС» по делам корпоративных фондов

 

  1. 02. 1967 года рождения, Образование высшее.

 

       Бокенбаев Азат Куттыбекович, инвалид 2 группы по зрению, родился в г. Чимкент, Казахской ССР. Член  КОС с 1984 года. После окончания средней школы работал старшим пионервожатым, а в 1989 году поступил и успешно закончил в 1994 году МГУ им.М.Ломоносова по  специальности политолог, преподаватель социально-политических дисциплин. С  1998 по 2010 годы работал в структурных подразделениях РГП «Қазақстан Темір жолы». Работал очень успешно, пользовался уважением в коллективе, прошел путь от главного специалиста до исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация предпринимателей железнодорожной отрасли». В 2003 - 2005 годах обучался в Юридической Академии «Фемида», по специальности юрист. После окончания Юридической Академии «Фемида» очень захотелось свои знания и деловые качества  применить при защите прав инвалидов. С  сентября 2010 года вступил в Общественное объединение «Казахское общество слепых», был принят на должность заведующего общим отделом Аппарата Управления Центрального Правления ОО «КОС». Но так как Бокенбаев Азат Куттыбекович, человек стремящийся быть всегда впереди, был переведен на столичное предприятие ОО «КОС». За период работы на ТОО «Акмолинское УПП КОС» зарекомендовал себя с положительной стороны. Ответственно относился к своей непосредственной работе. Был требователен как к себе, так и к подчиненным. Способен анализировать создавшуюся нештатную ситуацию и оперативно принимать правильное решение. С октября 2014 года Бокенбаев А. К. является внештатным советникам по вопросам инвалидов Министерства по инвестициям и развитию РК. Он - делегат XIX и XX съездов ОО «КОС».

    Азат Куттыбекович легко адаптируется в новых ситуациях. В связи с его постоянным совершенствованием, работой над собой, настойчивостью в достижении  цели,  в феврале 2017 года он был назначен начальником отдела по управлению активами ОО «КОС» 1 ноября 2017 года переведен на должность заместителя председателя ЦП ОО «КОС» по делам корпоративных фондов . Это наиболее трудный и ответственный участок работы. Но благодаря аналитическому мышлению, способности ориентироваться в любой ситуации он всегда достигает поставленной цели. Своими личными качествами Бокенбаев А. К. вдохновляет сотрудников на плодотворный труд на благо Общества слепых.

    Работа в Центральном Правлении, это совсем другой уровень. Это работа не только с людьми, но и с Законами. То, что он является внештатным советником МИР РК дает свои плодотворные результаты. На данный момент прорабатывается вопрос о закупе АО «Арселор Миталл Темиртау» у одного из предприятий ОО «КОС» технической щетки.

     В повседневной жизни, Азат Куттыбекович выделяется положительными чертами характера, оптимизмом и коммуникабельностью. Эмоционально уравновешен, критику в свой адрес воспринимает положительно. Начатое дело стремится довести до конца, отдаваясь работе полностью, без остатка. Всегда в курсе событий происходящих в стране и в мире. Женат, воспитывает двоих детей.

Примжанов Талгат Аканович

 


Заместитель председателя ЦП ОО «КОС» по производственным делам

1963 года рождения, образование высшее. Имеет награды: медаль «Ерен еңбегі үшін», орден «Құрмет», Почетная грамота МТСЗН.

Примжанов Талгат Аканович, инвалид I группы по зрению, родился 3 сентября 1963 года в городе Кызылорда. В 1980 году окончил среднюю школу № 235 г. Кызылорды и поступил в Алматинский электротехникум, успешно завершив учебу в 1983 году. Во время учебы проявил себя активным учащимся. В группе пользовался уважением.

После окончания техникума приступил к работе по специальности, но болезнь глаз начала прогрессировать и юноше ничего не оставалось, как идти работать в Казахское общество слепых.

В 1985 был избран Председателем Кызылординской первичной организации и проработал в этой должности до 1987 года, в последствии, благодаря своей грамотности и деловым качествам, был избран Председателем Кызылординского областного правления филиала.

В это же время он поступил в Кызылординский педагогический институт и успешно закончил его в 1992 году по специальности учитель русского языка и литературы.

Но Талгата Акановича больше привлекало «живое дело». В 1993 году он был назначен директором ТОО «Экибастузское учебно-производственное предприятие ОО «КОС». Это предприятие для него стало стартом.

За тридцать два года работы в ОО «КОС» ему пришлось поработать на многих предприятиях. Его всегда отправляли туда, где было сложно, и он блестяще справлялся с поставленной задачей.

В дальнейшем он работал на таких предприятиях как: Кызылординское УПП, Талгарское УПП, Шуское УПП, Ленгерское УПП, Алматинское УПП № 1. И всегда эти предприятия становились одними из стабильных в Обществе.

Талгат Аканович зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, эрудированным, добросовестным руководителем.

С 1988 года Примжанов Т. А. является членом Центрального правления ОО «КОС». В 2007 году Примжанов Т. А. отмечен Почетной грамотой Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан "За большой вклад в дело совершенствования трудовых отношений, организацию социальной защиты населения". А в 2008 году был награжден медалью «Ерен еңбегi үшiн». Указом Президента РК №798 от 05.12.2018 года награжден орденом "Құрмет".

Принимая во внимание его добросовестное отношение к выполняемой работе, чуткое и внимательное отношение к людям, в феврале 2017 год Талгат Аканович был назначен заместителем председателя Центрального правления ОО "КОС" по производственным делам.

С этого периода его трудовая деятельность приобретает новое качество, с которой он успешно справляется. Им проводится целенаправленная работа по обеспечению конструктивного взаимодействия учебно-производственных предприятий ОО "КОС" с местными органами власти по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Он принимает активное участие в составе Координационного Совета при МТСЗН РК, где обсуждаются очень важные вопросы, касающиеся льгот и преференций для инвалидов всей Республики.

Примжанов Т. А. женат, воспитывает четверых детей.

    Нусипбаев Мейрбек Секербекович

 

    Заместитель председателя ЦП ОО «КОС» по социальным вопросам.

 

    02.03.1967 года рождения, образование высшее, «мастер спорта РК» по тогызкумалаку, «КМС» по шашкам, «национальный судья высшей категории». Награжден  в 2016 году медалью «25 Независимости Республики Казахстан», в 2007-2015 гг. за большой вклад в развитии инвалидного спорта награждался дипломами и грамотами от Министерства туризма и спорта Республики Казахстан, от национального Паралимпийского Комитета Республики Казахстан, от УФК и С г.Алматы. многократный чемпион РК по тогызкумалаку, призер многих республиканских, международных соревнований.

     С 2000 г.  председатель ОО «Союз слепых спортсменов Казахстана»,  2008-2016 гг.. тренер преподаватель ГККП СК «Алматы», с 2011 года старший тренер РК «инвалидный спорт» (ДШНК и СР)

 

      2001-2003 гг. работал специалистом по спорту при Центральном Правлении ОО «КОС». Подготовил команду г.Алматы к I-ой Республиканской Спартакиаде среди инвалидов, которые стали чемпионами. На протяжении многих лет разрабатывал документы по классификации разрядных норм, календарные планы и положения о проведении республиканских соревнований.

      С 2005 года  - председатель общественного объединения «Союз слепых спортсменов Казахстана» (ОО «СССК»). Вовлекал молодых людей с ограниченными физическими возможностями в занятие спортом, как важного фактора психологической оздоровительной реабилитации инвалидов. В 2005 году и 2006 году подготовил сборную команду РК по шахматам и шашкам на участие в международном турнире стран Центральной Азии и Казахстана в г.Янгиюль (Узбекистан), где заняли 1-ое место.

      В 2007 г. подготовил команду г.Алматы II-м Паралимпийским Играм Казахстана в г.Талдыкорган, заняли 1-е место.

      С 2011 года является старшим тренером инвалидного спорта по настольным видам спорта в ДШНК и СР: шахматы, шашки «64», шашки «100», тогызкумалак. СПОДА: тогызкумалак, шахматы.

     В 2012 г. подготовил национальную сборную Казахстана по шахматам ко Всемирной шахматной Олимпиаде среди спортсменов с нарушением органов зрения в г.Ченай (индия). Команда заняла среди 25 стран – 9 место и получила право на участие в командном Кубке в 2013 году. Один спортсмен выиграл золото на 4-доске и удостоен звания (МСМК)

    В 2013 г. подготовил команду по шашкам «100» на чемпионат Мира в г.Августов (Польша) участвовали 2 спортсмена, выиграли 1 золотую и 1 серебряную медали.

    В 2013 г. Куалалумпур (Малайзия) подготовил молодежную национальную сборную по шахматам на участие в программе Азиатских Параигр. Участвовали 2 спортсмена, выиграли 1 золотую, 1 бронзовую медали, в командном зачете выиграли серебряные медали.

     В 2015 г. подготовил национальную сборную Казахстана по международным шашкам в чемпионате Мира среди спортсменов с нарушением органов зрения в г.Белосток (польша). Выиграли 1 золотую, 1 серебряную, 1 бронзовую медали.

     Был одним из инициаторов в вопросе о создании спортивных клубов для людей с ограниченными возможностями.

     Активную работу проводит со спортсменами-инвалидами различных категорий,

пользуется авторитетом и уважением среди коллег и в Обществе.

 

Cоциальную помощь инвалидам (Перейти >)
Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 "о некоторых вопросах реабилитации инвалидов" (Перейти >)

 

Утверждены
приказом Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 13 июня 2016 года № 498

 

Правила
квотирования рабочих мест для инвалидов
Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила квотирования рабочих мест для инвалидов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения" (далее - Закон "О занятости населения")и устанавливают порядок установления квотирования рабочих мест для инвалидов.
  2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) местный исполнительный орган (акимат) – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

      2) работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

       3) квота рабочих мест (далее – квота) – минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, не имеющих медицинскихпротивопоказаний для трудовой деятельности, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды в процентном выражении от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда;

      4) квотирование рабочих мест – предоставление рабочих мест работодателями для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной местными исполнительными органами квотой;

      5) инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

      6) местный орган по вопросам занятости населения – структурное подразделение местных исполнительных органов района, городов областного значения, области, городов республиканского значения, столицы, определяющее направления содействия занятости населения исходя из ситуации на региональном рынке труда;

       7) центр занятости населения – государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости.

      Сноска. В пункт 2 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 Глава 2. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

  1. Местный орган по вопросам занятости населения разрабатывает предложения по установлению квоты в организациях на основе:

      1) анализа, прогнозирования текущего спроса и предложения на рабочую силу из числа инвалидов на рынке труда в соответствующей административно-территориальной единице;

      2) количества действующих организаций в регионе;

      3) списочной численности работников организаций, формируемой на основании представленных работодателями сведений о штатной численности работников и имеющихся вакантных рабочих мест;

      4) анализа сведений о количестве действующих рабочих мест, предоставленных работодателем для трудоустройства инвалидов;

      5) анализа сведений о количестве действующих трудовых договоров, заключенных между работодателями и инвалидами вне квоты;

       6) количества безработных инвалидов, зарегистрированных центром занятости населения.

  1. Местный орган по вопросам занятости населения на основании сведений о количестве рабочих мест для выполнения квоты трудоустройства инвалидов, наличии вакантных должностей и сведений о вакансиях, предоставляемых работодателем в центры занятости населения по форме, утверждаемой в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон "О государственной статистике"), формирует базу данных инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, и вакансий для инвалидов в разрезе организаций в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона "О занятости населения".

      Сноска. В пункт 4 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1. Квота устанавливается местными исполнительными органами в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27 Закона "О занятости населения" для трудоустройства инвалидов в размере от двух до четырех процентов от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения.
  2. Работодатели в соответствии с установленной квотой в течение шести месяцев со дня введения квоты предоставляют рабочие места для трудоустройства инвалидов.
  3. В рамках квоты трудоустраиваются инвалиды, не имеющие в соответствии с медицинским заключением противопоказанийна выполнение трудовых (служебных) обязанностей в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 17 Закона "О занятости населения".
  4. Квота устанавливается местными исполнительными органами организациям со списочной численностью работников:

      от пятидесяти до ста человек – в размере двух процентов списочной численности работников;

      от ста одного до двухсот пятидесяти человек – в размере трех процентов списочной численности работников;

      свыше двухсот пятидесяти одного человека – в размере четырех процентов списочной численности работников.

      Сноска. В пункт 8 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1. Квота не устанавливается в случаях, когда ТрудовымкодексомРеспублики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Законом Республики Казахстан "О государственной службе" от 23 ноября 2015 года определены особые условия поступления на службу, порядок назначения на должность.
  2. Общественным объединениям инвалидов, а также организациям, где численность инвалидов составляет более двадцати процентов от среднегодовой численности работников в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона "О занятости населения", квота не устанавливается.
  3. При отсутствии в населенных пунктах безработных инвалидов трудоспособного возраста, не имеющих медицинских противопоказаний для трудовой деятельности, квота в организациях, находящихся на территории данных населенных пунктов, не устанавливается.
  4. Установленная квота для организаций в течение календарного года подлежит пересмотру (корректировки) в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил.
  5. Работодатели выполняют установленную квоту для трудоустройства инвалидов, за исключением случаев ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица, сокращения численности или штата работников, снижения объема производств, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя.
  6. Инвалиды, трудоустроенные в рамках квоты рабочих мест, уволенные работодателями в связи со случаями, указанными в пункте 13 настоящих Правил, регистрируются в центре занятости населения в качестве безработных с последующим их трудоустройством.
  7. Выполнением квоты является трудоустройство работодателем инвалидов на вакантные или предоставленные в рамках установленной квоты рабочие места, подтвержденное заключением трудового договора на срок не менее шести месяцев, сведения о котором работодатели предоставляют в центр занятости населения по форме, утверждаемой в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона "О государственной статистике".

      Сноска. В пункт 15 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).



 


FaLang translation system by Faboba